Донорство — добровольно и безвозмездно, а кровь — самый ценный подарок, который один человек может сделать другому. Несмотря на это доноры всё ещё сталкиваются с ущемлением собственных прав, когда дело касается получения донорских выходных. Команда DonorSearch взяла интервью у Почётного донора России Алёны Мустафиной, выигравшей дело о предоставлении донорских выходных в суде. Рассказываем, как жительнице Ангарска удалось создать целую судебную практику, благодаря которой с 2021 года аналогичные вопросы решаются в пользу работников-доноров.

— Алёна, здравствуйте! Расскажите о себе и о том, как вы начали сдавать кровь.

— Роль донора полностью определяет мою социальную принадлежность. Активный кадровый донор крови и её компонентов — это и есть я и моя жизненная позиция. Я желаю помогать государству и обществу в целом, делаю это добровольно и с огромным удовольствием. С 2020 года мне присвоено звание Почётного донора России. На сегодняшний день у меня уже есть 88 безвозмездных донаций крови и её компонентов. 

Родилась я в обычной семье. У родителей я третий ребёнок. Мой отец тоже не только кадровый, но и Почётный донор. С самого рождения родители в каждом из нас воспитывали чувство справедливости.

Как всё началось? В 2012 году мне позвонила мой мастер по окрашиванию волос и попросила помочь, рассказав, что её сестра разбилась на мотоцикле. Ей срочно нужна была донорская кровь. Сомневалась ли я? Нет! Не могу передать свои эмоции на тот момент, но я и не думала взять паузу «на подумать». Впоследствии я узнала, что с сестрой моего мастера всё хорошо и что помощь была принята. С того дня я ни разу не пропустила ни одной донации и каждый раз уверена, что это помощь ещё одной человеческой жизни.

— Расскажите подробнее историю, с которой началась ваша борьба за донорские права.  

— Вопрос, с которого началась череда успешных судебных дел, был неоднозначный и первый, то есть ранее подобная судебная практика отсутствовала. Многие доноры знают о том, что они вправе брать дополнительные дни отдыха за совершённую донацию. В ч. 1 ст. 186 ТК РФ говорится, что в день сдачи крови работник освобождается от работы. Так, в норме права не говорится, частичное ли это освобождение или полное, то есть, условно говоря, до середины или до конца рабочего дня. Буквально прописано лишь: «освободить от работы».

Структурная единица моего рабочего дня — смена: я, как и многие в России, работаю по сменному графику. Смена непрерывна и не делится на календарные дни. А в норме права идёт речь о днях, а не о сменах. Получается — подумала я — я должна предоставить 2 справки, не допустив, что 1 справка может покрыть всю продолжительность смены? Мне это было непонятно, я считала несправедливым отдавать 2 донорских справки за 1 рабочую ночную смену, чтобы получить свой законный выходной. 

По Конституции нашей страны мне гарантировано право выбора. В ч. 4 ст. 186 ТК РФ говорится, что дополнительный день отдыха предоставляется по «желанию работника». Но когда работодатель требует предоставить 2 донорские справки за 1 ночную смену (а фактически 1 дополнительный день отдыха используется по желанию!), это весьма серьёзно нарушает моё право. То есть чтобы один раз отдохнуть, нужно два раза сдать кровь.

 От этой несправедливости мне стало обидно. Не только за себя, но и за моих коллег. Почему же я могу потакать работодателю? Почему я теряю в правах на свой дополнительный выходной, который определен в законе? Почему при том, что я донор и делаю безвозмездное дело, мои права ущемлены? И эти вопросы привели меня в суд.

— Что было перед тем, как вы решили пойти в суд? 

— Конечно, сначала хотелось разрешить вопрос мирно, не вынося сор из избы, однако решением моего работодателя стал отказ. С какого-то момента работодатель стал играть словами, опираясь на сложившуюся установку, что в данной норме права речь идёт именно о календарных днях. Он даже в связи с этим прописал определённый алгоритм предоставления дополнительного дня в своём локальном акте! По нему работник-донор для получения дня отдыха должен был предоставить две справки о донации, в то время как оплата сохранялась за одну. В связи с этим работник-донор терял время отдыха и материальную компенсацию. 

Всегда вспоминаю выражение «ловкость рук и никакого мошенничества» из фильма «Путёвка в жизнь». Можно ещё сказать, ловкость слов. Этот отказ в удовлетворении всех моих требований и привёл меня в суд. 

— Как суд подошёл к рассмотрению вопроса?

— С пониманием. Ангарский суд достаточно эффективно подошёл к рассмотрению вопроса и в описательной части дела очень подробно изложил, как правильно толковать закон в подобных случаях. Суд однозначно указал на то, что в законном акте недостаточно информации относительно понятий «рабочий день» и «рабочая смена». В ст. 186 ТК РФ речь действительно идёт о днях, а не о сменах. Я обязана была отстаивать свою позицию, опираясь на нормы ст. 186 ТК РФ. 

Спросите вы: было ли мне страшно? Конечно было! Но в моём вопросе меня поддержали несколько инстанций, ведь закон очень часто подвергается разночтениям, которые разъясняются лишь мнением конкретного специалиста. Выход только один: ставить точку в этом вопросе. В Ангарском городском суде по гражданскому делу № 2-3604/2020 мои требования были удовлетворены частично, однако решением я осталась довольна и оспаривать его не стала. Поясню, как это было. 

Я говорила это в других интервью и скажу ещё раз сейчас: правильно сформулированные требования очень важны при обращении за судебной защитой. Так вот, по делу № 2-3604/2020 я отстаивала не только своё право на законный донорский выходной, но и пыталась оспорить сам локальный акт, по которому работодатель лишил работников-доноров, работающих посменно, выходных. Ангарский городской суд постановил, что я не наделена полномочиями по представлению интересов работников об оспаривании локального акта, принятого работодателем. А вот если бы я сформулировала исковые требования в этой части правильно и заявила о признании не подлежащими применению вышеуказанных документов по отношению ко мне в той части, в которой нормы локально-нормативных документов противоречат ст. 186 ТК РФ и нарушают мои права, то иск был бы удовлетворен полностью. Я этот момент упустила, так как я была первопроходцем в этом деле и не знала, как правильно сформулировать требования. Тогда мне искренне хотелось, чтобы эти незаконные требования были изменены для всех работников завода, а не только для меня одной, и чтобы все доноры-работники были восстановлены в своих правах. 

Индивидуальный же трудовой спор сам по себе подразумевает разрешение конкретного спора между конкретным работником и его работодателем. В рамках моего индивидуального трудового спора у меня получилось убедить суд в том, что действие одной справки о донации должно распространяться на всю смену, даже если её части приходятся на два календарных дня. В этой части иска я выиграла и осталась этим довольна. 

После моего успешного опыта все последующие аналогичные вопросы ущемлённых работников рассматривались в суде на ура. Из определения Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 июня 2021 года по делу Nº 88-10165/2021 следует, что трудовое законодательство уравнивает понятие рабочего дня и смены. А потому судами сделаны правомерные выводы о том, что по смыслу ст. 186 ТК РФ работодатель обязан предоставить работнику день отдыха за день (смену) сдачи крови и её компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра, после каждого дня (смены) сдачи крови и eё компонентов работнику предоставляется дополнительный день (смена) отдыха. Это дорого стоит! Я благодарю своего работодателя за незаконное решение моего вопроса: это стало поводом к новому этапу в защите прав работников-доноров.

— Что вы советуете делать донорам, оказавшимся в похожей с вами ситуации? С чего ему или ей стоит начать?

— В случае, если работодатель отказывается предоставлять выходные за сдачу крови, для начала лучше ответить на следующие вопросы самому себе:

  1. Насколько принципиально для тебя разрешение разногласий с работодателем, связанных с гарантиями в области ст. 186 ТК РФ? 
  2. Готов ли ты свои разногласия с работодателем решать за пределами рабочих стен? 
  3. Готов ли ты к последствиям, которые могут для тебя настать в случае успеха? 

Если да, то не срываться и не робеть в достижении поставленных целей. А цель одна — повлиять на решение работодателя уважать закон РФ о донорстве и принимать твой выбор.

— Какие конкретные действия нужно совершить, чтобы отстоять свои права? Какие есть рычаги воздействия?

— Разнообразных рычагов воздействия множество, хотя самый эффективный и рабочий — это суд.

Какой бы способ защиты прав ты ни выбрал, (обращение в ГИТ, прокуратуру города, районный суд), конечно, лучше предварительно получить позицию работодателя на бумаге. Проверенным способом её получения является направление в адрес работодателя претензии (почтовым отправлением с описью вложения, с уведомлением о вручении и/или официальной регистрацией по месту работы), где нужно подробно изложить свои недовольства, а также отчёт о выполнении своих требований в просительной части. Срок рекомендую устанавливать разумный.

Если со дня получения ответа на претензию разногласия не устранены, то можно напрямую подавать заявление в суд, подробно изложив свои требования и чётко оформив требования о судебном производстве. Но важно одно! Чтобы свести риск стресса к минимуму, этот шанс лучше всего использовать с первого раза. Правильно составленное исковое заявление и чётко сформулированные требования к работодателю — 90% успеха. Кстати, при обращении в суд по вопросам, вытекающим из трудовых отношений, работник освобождается от уплаты госпошлины. 

Как сейчас на вашем месте работы обстоят дела с соблюдением прав работников-доноров?

В июне 2024 года у нас сменилось руководство. После этого работников-доноров стали ценить и уважать, а климат внутри организации стал более спокойным. Мне бы очень хотелось, чтобы к такому уважению и соблюдению прав работников-доноров пришли все организации, которые до сих пор продолжают притеснять наши права, унижать за выбор быть донором крови и лишать нас гарантий, прописанных в законе. 

— Если бы вы отмотали время назад, то поступили бы так же?

— Да, мне было страшно. Но я решительно могу сказать, если бы я отмотала время назад, то поступила бы так же. Ведь тот вклад, который делает каждый донор для общества, бесценен. В любой стране мира права доноров должны быть соблюдены. Уверена, что у каждого читателя, кто собирается проделать мой путь, всё обязательно получится! Если что, я готова помочь каждому.