Черная кровь имеет значение — так переводится заголовок этой статьи. Это парафраз слогана борцов за права темнокожих в США (в оригинале там «черные жизни»). И да, конечно, кровь у всех представителей рода людского одинакового красного цвета. Тем интереснее смотреть, как в Штатах менялось отношение к темнокожим донорам.

ДИСКЛЕЙМЕР: редакция журнала DonorSearch против расизма в любых его проявлениях. Наш материал сугубо информационно-познавательный. Всем мир!

В начале сороковых годов прошлого века Американский Красный Крест запустил первую в стране общенациональную программу донорства крови. Времена были непростые: Штаты вступили во Вторую мировую войну, японцы разбомбили Перл-Харбор, и многие американцы в порыве патриотизма стремились помочь своей родине, вступив ряды добровольцев или, например, сдав кровь для тех, кто на передовой.

Программа спасла не одну тысячу жизней, но был в ней один нюанс — пережиток былых рабовладельческих времен: в банках крови отказывались принимать кровь темнокожих доноров. Немногим позже их все-таки допустили, но с унизительным условием: такую кровь можно было переливать только темнокожим реципиентам. Что интересно, директором программы Красного Креста на тот момент был афроамериканец Чарльз Дрю, а фашизм считался главным мировым злом, но это не помешало США долгое время проводить политику донорской сегрегации. Во многом виной тому была исторически сложившаяся здесь идеология псевдонаучного расизма, которая утверждала, что IQ у белых выше, а за смешанные браки можно было угодить в тюрьму.

В борьбу с сегрегацией доноров вступили общественные организации темнокожих, в их газетах печатались памфлеты об этой постыдной практике, к ним присоединились профсоюзы, христианские, еврейские и прочие группы. И даже дети: старшеклассники одной из школ Гарлема провели эксперимент, сравнив кровь белого и афроамериканца, опубликовав его результаты в своей газете и в плакатах по всему городу.

Лишь в 70-х годах донорская сегрегация в США была отменена. И вот в последнее время разделение доноров по цвету кожи снова вернулось в практику банков крови. Но теперь такие подходы продиктованы не псевдонаучными расизмом, а доказательной медициной. Как оказалось, кровь афроамериканцев (и азиатов) таки отличается. Сразу оговоримся, что речь идет не о том, что она у кого-то лучше или хуже. Просто так сложилось эволюционно. Эту тему мы уже поднимали в одной из наших статей — https://journal.donorsearch.org/pochemu-pri-sdache-krovi-vazhno-uchityvat-rasu. Если в двух словах, виноваты комары. А точнее специфические болезни, характерные для Африки и Азии. Так, малярийный плазмодий ежегодно уносит тысячи жизней во всем мире. Но мутация в одном из генов у жителей африканского континента и представителей монголоидной расы привела к изменению структуры белка гемоглобина, сделав эритроциты невосприимчивыми к паразиту. Оборотная сторона такой мутации: афроамериканцы чаще чем их белые сограждане страдают от заболеваний крови, в частности, от серповидноклеточной анемии. Причем пациентам с такой патологией рекомендуется переливать кровь схожего фенотипа, полученную от доноров с таким же генетическим происхождением — https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3082202/#R2. В противном случае при трансфузии могут возникнуть нежелательные аутоиммунные реакции.

Результаты исследований по поводу этнической принадлежности нынешних доноров эритроцитов в США не очень утешительны — https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28205236. С 2006 по 2015 годы 70% уникальных доноров были белыми, афроамериканцы составляли около 5%. Таким образом спустя полвека Америка оказалось в прямо противоположной ситуации. Теперь банки крови нуждаются в крови от темнокожих доноров, а они не особо рвутся делать пожертвование.

На то есть как объективные, так и субъективные причины. Во-первых, темнокожее население Америки чаще страдает от таких заболеваний, как уже упомянутая серповидноклеточная анемия, рак, гипертония, диабет и др. У афроамериканцев ниже средний уровень гемоглобина, что также является довольно частой причиной отвода от донаций. Одной из исследований показало, что более 7% отсрочек кроводачи у темнокожего населения Атланты возникло из-за того, что медицинский персонал элементарно не смог найти вену. Со своей стороны афроамериканцы меньше доверяют медицинским учреждениям, чаще сталкиваются с неквалифицированными кадрами. А зачастую просто не знают, где можно сделать пожертвование.

В сентябре этого года Американский Красный Крест выступил с новой национальной инициативой, призванной привлечь большее количество темнокожих доноров, чтобы помочь пациентам с серповидноклеточной анемией — https://www.redcross.org/about-us/news-and-events/press-release/2021/red-cross-launches-national-initiative-to-reach-more-blood-donors-to-help-patients-with-sickle-cell-disease.html. «В то время как большинство пациентов могут получить кровь от донора любой расы или этнической группы, — объясняет исполнительный директор организации, доктор Иветт Миллер, — из-за наличия некоторых уникальных антигенов красных кровяных телец, общих для людей африканского происхождения, пожертвования от чернокожих доноров с большей вероятностью обеспечат лучшие результаты для здоровья пациентов, борющихся с серповидноклеточной анемией». Американский Красный Крест расширяет партнерство с общественными организациями и движениями темнокожих. А история развития донорского движения в США выходит на новый виток, опираясь уже совсем на другой гуманистический посыл и научные данные.

Азат Яхъяев