Мы много пишем о донорской крови и обо всём, что с этим связано. Но донорство — это не только про кровь, но и про… молоко! Как это работает и зачем это нужно, читайте в нашем обзоре.

Все педиатры и врачи, консультирующие будущих и молодых мам, в вопросах питания ребёнка придерживаются единой позиции: наилучший вариант — это грудное вскармливание. И только если это невозможно, например, из-за проблем со здоровьем, начинают подбирать молочные смеси. И даже реклама последних всегда содержит тезис о том, что лучший выбор — мамино молоко (это их надзорные органы обязали).

Врачи и государство в этих вопросах придерживаются рекомендаций Всемирной организации здравоохранения. Особенно это касается недоношенных детей. Но в нашей стране в цепочке «грудное молоко — молочная смесь при невозможности естественного вскармливания» не хватает ещё одного звена, которое также есть в рекомендациях. Речь идёт о донорском молоке.

В оригинальной версии это сформулировано примерно так:

  1. Новорождённого с низкой массой тела нужно вскармливать молоком матери.
  2. Если такой возможности нет, следует использовать донорское грудное молоко — при условии, что такая опция доступна и должным образом обеспечена безопасность.
  3. При недоступности первых двух вариантов, применять молочную смесь.

Сама идея молочного донорства стара как мир. Так, ещё в Древнем Риме зажиточные граждане пользовались услугами кормилиц. Ими могли быть как рабыни, так и свободные женщины — за определённую плату. Одним из пионеров молочного донорства можно считать Теодора Эшериха, заведующего кафедрой педиатрии Венского университета. В течение нескольких лет он исследовал, как питание влияет на здоровье новорождённых. Работы Эшериха показали, что у младенцев, находящихся на грудном вскармливании, набор кишечных бактерий отличается (в положительном смысле) по сравнению с теми, кого кормят смесями. В 1909 году в Вене был открыт первый банк грудного молока. Уже через год подобное учреждение появилось в Бостоне. Банки молока стали открываться в США, Европе, на других континентах. В 60-е годы производители молочных смесей добились определённых успехов в создании качественной и безопасной замены грудного молока, хотя, повторимся, лучше его ещё ничего не придумали. Определённый спад в развитии молочного донорства также вызвала эпидемия ВИЧ.

Сегодня молочные банки успешно функционируют во всём мире. Так, в Бразилии с 1985 года было открыто более 200 подобных организаций. Считается, что они внесли существенный вклад в снижение детской смертности в стране.

В Европе работает 282 банка, которые объединены в рамках некоммерческой организации — Европейской ассоциации молочных банков. В Великобритании к этому движению удалось привлечь не только медицинское сообщество и неравнодушных граждан, но и байкеров, которые на добровольных началах развозят ценный продукт наряду с донорской кровью. Мы как-то писали о них в нашем журнале.

Какие требования здесь предъявляются к донорам молока?

Причинами для отвода являются: курение или заместительная никотиновая терапия, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, положительные результаты исследований на ВИЧ, гепатит В и С, сифилис и др. Также донора спрашивают о состоянии здоровья в целом, принимаемых лекарствах, подвергается ли она каким-либо вредным воздействиям окружающей среды, были ли контакты за заражёнными определёнными инфекциями, медицинские вмешательства. Всем потенциальным жертвователям проводят тестирование на ВИЧ, гепатит В и С, сифилис, ретровирус.

Как в Великобритании собирают молоко?

Его разрешено сцеживать дома, при этом ценный продукт рекомендовано как можно быстрее заморозить, можно в обычном бытовом морозильнике. Далее желательно сразу направить его в банк на спецтранспорте или, например, вместе с байкером-волонтёром. Если такой возможности нет, молоко разрешают хранить в замороженном виде дома, до трех месяцев. Когда оно наконец попадает в банк, проводится тестирование и пастеризация. После этого молоко снова замораживают, и в таком виде его можно хранить не более шести месяцев с момента сцеживания. На всех этапах ведётся строгий учет.

А как обстоят дела с молочными банками в России?

В 80-х годах прошлого века советские учёные разработали метод «холодильного консервирования» донорского молока: сначала его замораживали, затем подвергали лиофильной сушке, то есть без нагрева, за счёт создания вакуума. В 1990 году эту технологию пытались внедрять в банке грудного молока, который на тот момент начал работу в НИИ педиатрии. Но затем всё пришло в упадок. И только в 2014 году в Научном центре здоровья детей (Москва) появился первый современный банк донорского грудного молока. Он сразу был заявлен как непубличный и действует только в интересах пациентов центра. Банки молока сегодня функционируют также на базе Республиканской детской клинической больницы в Уфе и Областного перинатального центра в Челябинске.

Три банка молока в масштабах нашей необъятной страны — это, конечно, мало. Причины довольно характерные для нашего здравоохранения: настороженное отношение со стороны медицинского сообщества, потенциальных доноров и реципиентов из-за плохой информированности, а главное, пробелы в законодательной базе. Применение донорского молока фактически не прописано в соответствующих нормативах, а, значит, любая попытка масштабировать уже имеющийся опыт рано или поздно может привести к проблемам со стороны надзорных органов. Хотя согласно Порядку оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» в составе перинатальных центров допускается функционирование банка донорского грудного молока. В общем, ситуация не безнадёжная, но перспективы не ясны. Пока всё отдано на откуп отдельным инициативным учреждениям. Сможем ли мы однажды догнать и перегнать Бразилию, США и Великобританию в молочном донорстве? Вопрос открытый. Будем наблюдать!

Азат Яхъяев