В боевых условиях одной из ведущих причин смертности является кровоизлияние из-за ранения. Современная трансфузиология и хирургия предлагают достаточно средств для того чтобы предотвратить подобные печальные последствия, однако важной проблемой любой армии остается логистика. Организация медицинского пункта, доставка и хранение запаса компонентов крови, а главное, оперативная эвакуация раненого солдата с места боя — далеко не всегда удается соблюсти все эти условия. Причем последний пункт является ключевым. Согласно одному из исследований, посвященных данной теме, почти 90% летальных случаев от ранений происходят на догоспитальном этапе. То есть пациента просто не успевают довезти до медпункта/госпиталя. Причем у 91% смертельным фактором становится именно кровотечение.

При недоступности других вариантов, донором крови для раненого может стать другой военный — благо информация о группе и резусе всегда есть на его форме. За рубежом такой подход называют WBB (ходячий банк крови). У нас наверно тоже предусмотрен подобный вариант, но в открытых источниках об этом особо не пишут. А вот в журнале Transfusion Американского агентства банков крови недавно вышел довольной интересный материал. Ученые Брюссельского университета задались вопросом, что будет с солдатом, который провел экстренную донацию в полевых условиях? Как это скажется на его состоянии? Сможет ли он после этого эффективно выполнять боевые задачи?

Ученые провели двойное слепое рандомизированное исследование (ниже расскажем подробнее как это), в котором приняли участие добровольцы из бельгийского спецназа. Первоначальными условиями отбора стали: напряженный тренировочный период предшествующий опытам, медицинский допуск к сдаче крови, активное участие в оперативной работе. Отсеяли тех, кто сдавал кровь в течение последних трех месяцев, у кого отвод, кто принимает определенные препараты и был ранее травмирован. Всех добровольцев распределили в случайном порядке, причем о том, к какой группе отнесли участника, не знал ни сам оперативник, ни исследователи, собиравшие данные.

Эксперименты проводились в спортивной лаборатории и в полевых условиях. Перед испытаниями у каждого подопытного забирали кровь. Причем участники не знали, сколько именно. Добровольца сажали на кушетку, надевали затемненные очки и наушники, в которых он в течение 10 минут слушал свой любимый плей-лист. У представителей контрольной группы забирали символические 5-10 мл крови, у других испытуемых — полноценные 450 мл.

В рамках лабораторного эксперимента добровольцы после донации вставали на беговую дорожку и бегали до полного истощения, которое оценивалось по частоте сердечных сокращений и с помощью автоматизированной системы оценки газообмена. И так два раза с перерывом в три часа. Для того чтобы оценить скорость реакции, использовался компьютерный тест. Также проводилась анкетирование по поводу стресса, усталости, боли в мышцах и пр.

Участникам полевого эксперимента также пришлось несладко. После донации их отправили на военные соревнования. С 27 килограммами снаряжения и оружия они прошли гонку, включающую в себя бег с препятствиями, стрельбища, подъем и спуск на веревке и даже скалолазный паркур. Успехи добровольцев оценивали военные инструкторы.

Отдельно отметим, что испытания проходили под постоянным наблюдением врачей и мониторингом показателей здоровья. Все выполнялось хорошо подготовленными мужчинами, и ни один бельгийский спецназовец не пострадал!)

Проанализировав полученные данные, ученые пришли к выводу, что сдача крови объемом 450 мл не оказывает значительного влияния на эффективность действий бойцов, в том числе при напряженных физических нагрузках и в полевых условиях. Таким образом в исключительных жизнеугрожающих ситуациях, когда компоненты крови недоступны, военные могут стать донорами и оставаться в строю. Со своей стороны желаем, чтобы эти знания никогда им не пригодились!

Азат Яхъяев