Должны признаться, мы украли этот заголовок у одной из предыдущих наших статей. Она называлась «Индийский стыд». Это не плагиат, просто нам хотелось подчеркнуть,что коммерциализация службы крови всегда приводит к печальным последствиям — независимо от географии, уровня экономического развития страны и прочих факторов.

Здесь мы писали об Индии.

Тут кровавая история из Китая.

А теперь из Азии перенесемся в просвещенную Европу, в страну, которая подарила нам паровой двигатель, велосипед и антибиотики — Великобританию. Вот уже несколько десятилетий здесь тянется история, связанная с массовым заражением людей гепатитом С и ВИЧ через кровь, а, точнее, через ее продукты.

Началось все в 70-х годах прошлого века. Именно тогда врачи для лечения больных с нарушением свертываемости крови (гемофилией) и при других патологиях начали применять препараты крови. В частности, фактор свертываемости VIII. Спрос существенно превышал предложение, и рынок отреагировал. К концу 70-х годов более половины препаратов, содержащих фактор свертываемости, поставлялось в Великобританию из-за границы, преимущественно из США. Представители крупных фармацевтических корпораций быстро нащупали золотую жилу и создали целую индустрию, включающую в себя коммерческий забор крови, производство и сбыт препаратов.

Большие деньги и амбиции, «оптимизация» процессов — все это, в конечном счете, привело к трагичным последствиям. Что нужно, чтобы получить много препарата крови? В первую очередь, как можно больше донорской крови/плазмы! И здесь, как это уже не раз бывало в других странах, в погоне за длинным долларом производители стали всячески нарушать требования безопасности, которые мешали им нарастить объемы.

В ход пошла кровь/плазма, которую сдавали, в том числе, люди, употребляющие инъекционные наркотики, и заключенные американских тюрем. А самое главное — тысячи порций объединялись в общем «котле». Так было проще и дешевле хранить и транспортировать компоненты крови. Соответственно, достаточно было одного инфицированного донора, чтобы заразить всю партию препарата. Что, увы, и происходило.

Знали ли об этих рисках организаторы здравоохранения? О порочности такой коммерциализации говорила еще Джудит Грэм Пул — американская ученая, которая первой выделила фактор свертываемости. Да и рекомендации Всемирной организации здравоохранении говорили о необходимости развития национальных служб крови, которые смогут самостоятельно обеспечивать себя препаратами и компонентами крови.

Относительно гепатита С к середине 70-х годов было накоплено достаточное количество научных знаний, в том числе о рисках, связанных с инфицированием. Относительно новой напастью был вирус иммунодефицита человека, но к началу 80-х было уже известно, что он может передаваться через биологические жидкости. Вместе с тем, осенью 1983 года министр здравоохранения Великобритании Кеннет Кларк, выступая перед парламентом, заявил, что «убедительных доказательств того, что СПИД передается через продукты крови, нет». И это была, мягко говоря, неправда. Когда много лет спустя, началось расследование обстоятельств произошедшего, выяснилось, что многие соответствующие документы были таинственным образом «утеряны». Не будем заходить на территорию теорий заговора, но кое-какие выводы из имеющихся фактов все-таки можно сделать.

О чем можно сказать с полной уверенностью: этот скандал стал крупнейшим в истории Национальной службы здравоохранения Великобритании. По меньшей мере 2400 человек умерло после использования зараженных препаратов крови, около 30000 серьезно заболели. По разным оценкам, в настоящее время каждые четыре дня умирает один такой пациент. И, хотя расследование обстоятельств массового заражения до сих пор не закончено, этим летом правительство Великобритании решило начать промежуточные компенсационные выплаты больным, а также мужьям, женам и партнерам, потерявшим своих близких. Тем самым оно косвенно признает вину национальной службы, под давлением пациентских, общественных организаций и СМИ, призывавших выплатить компенсации пострадавшим, прежде чем они умрут. Ожидается, что тысячи пациентов получат по 100000 фунтов стерлингов.

Это решение уже привело к очередному витку общественного негодования — теперь со стороны других членов семей пострадавших, родителей и детей. Они совершенно справедливо  тоже считают себя потерпевшей стороной — кто-то лишился кормильца, кто-то остался без сына или дочери. Но справедливость будет восстановлена, судя по всему, не раньше лета 2023 года. Именно тогда британское правительство планирует закончить расследование и принять решение об окончательном возмещении для тех, кто стал жертвой необдуманной (или преступной) политики и неуемных аппетитов бизнесменов на крови.

Азат Яхъяев

Источники:

https://www.thelancet.com/journals/langas/article/PIIS2468-1253(22)00204-7/fulltext

https://www.theguardian.com/uk-news/2022/aug/17/survivors-of-contaminated-blood-scandal-awarded-interim-payments

https://www.theguardian.com/uk-news/2022/aug/17/my-family-was-destroyed-relatives-of-blood-scandal-victims-get-nothing

https://www.bmj.com/content/280/6230/1531