Одним из самых громких процессов сентября в США стало судебное разбирательство над Элизабет Холмс, основательницей компании Theranos. На скамью подсудимых ее привела идея, вдохновившая многих инвесторов, — создать устройство, с помощью которого можно будет провести определить 240 показателей крови всего из одной капли.

Дочь высокопоставленных американских чиновников Элизабет Холмс всегда недолюбливала уколы. И, будучи студенткой Стэнфордского университета, она задумалась о том, как бы уменьшить количество этих болезненных процедур. Раз уж совсем отказаться от забора крови пока нельзя, сделать так, чтобы за один анализ можно было получить всю клиническую картину — от вирусных инфекций до рака. Профессуре идея Элизабет показалась, мягко говоря, ненаучной, но это не остановило молодую предприимчивую студентку.

В 2003 году, расчехлив трастовый фонд родителей и бросив Стэнфорд, она основала в Калифорнии компанию Theranos. Само название — сочетание слов «терапия» и «диагностика» — отражало наполеоновские планы Холмс. Как и слоган стартапа, вынесенный в наш заголовок, True Blood. Его можно перевести как настоящая или истинная кровь. То есть капля крови должна была рассказать клиницистам всю правду-матушку.

Красивая идея была не менее красиво «упакована». Симпатичная девушка с революционным подходом к диагностике, старательно копировавшая имидж Стива Джобса, оказалась талантливой бизнес- и шоувумен. Она называла свой прототип медицинским айподом, умело презентовала его инвесторам, стала любимицей глянцевых таблоидов и телешоу. В состав правления Theranos вошли экс-госсекретари США Генри Киссинджер и Джордж Шульц, в компанию вложились бывший президент Штатов Билл Клинтон, медиамагнат Руперт Мердок и многие другие не менее известные личности.

К 2014 году Theranos удалось привлечь 700 млн долларов, корпорацию оценивали в 9 млрд долларов, а «Джобса в юбке» признали самой молодой миллиардершей в мире. Дизайн чудо-агрегата Edison разрабатывали специалисты, которые когда-то работали в Apple.

Только вот с «начинкой» устройства что-то не заладилось. Пока Элизабет Холмс рассказывала инвесторам об успешном опыте применения аппарата в американской армии и множестве патентов, ученые компании находились, мягко говоря, в затруднительном положении. Связанные кабальными контрактами, они хранили главную тайну — технология не работала. Аппарат выполнял 15 анализов вместо обещанных 240, а главный государственный регулятор США FDA пока выдал разрешение только на диагностику герпеса. Ситуация была патовой, настолько, что в 2013 году основной разработчик Theranos биохимик Йан Гиббонс покончил с собой — накануне первого судебного разбирательства.

В 2015 году издание The Wall Street Journal выпустило статью журналиста Джона Каррейру, который много лет вел расследование по поводу темных делишек компании. Выяснилось, что одной капли крови не хватает для такого количества анализов, и ее просто разбавляли для получения необходимого для диагностики объема. Как это сказывалось на качестве исследований, думаем, всем очевидно. Более того инновационная компания Theranos проводила исследования, вовсю используя чужие анализаторы.

В итоге Холмс обвинили в мошенничестве, и ей грозит 20 лет заключения. Судебный процесс стартовал 31 августа, ожидается, что он продлится несколько месяцев.

Разоблачитель Джон Каррейру выпустил книгу «Дурная кровь», посвященную своему расследованию. Голливуд готовится снять фильм об истории Theranos, на роль Элизабет Холмс заявлена Дженнифер Лоуренс.

В общем чуда не случилось, и нам придется сдавать кровь по старинке, без «медицинского айпода». По крайней мере по имеющейся на данный момент информации. Следим за развитием технологий, оставайтесь с нами!

Азат Яхъяев