Британские доноры, как и их соратники из других стран, гордятся своим призванием. И наряду с селфи в процессе донации, они постят в соцсетях фотографии пакетика с кровью с синей ленточкой, на которой написано Neo. И герой «Матрицы» тут не причем. Хотя для новорожденных реципиентов каждый такой донор становится настоящим спасителем.

Лучшее — детям!, Журнал DonorSearch
www.facebook.com/givebloodnhs

В Великобритании такую метку получают пакеты, которые можно использовать для переливания самым маленьким пациентам (от слова «неонатология» — раздела медицины, посвященного заболеваниям и патологиям у новорожденных). Одним из важных критериев, помимо совместимости по группам, здесь считается отсутствие цитомегаловируса.

Этот микроорганизм относится к семейству герпесвирусов, и каждый второй британец (очевидно, справедливо и для россиян) когда-либо этим переболел. Как правило, заболевание проходит бессимптомно или в виде легкой простуды. Вырабатываются антитела, и все ок.

Но есть два существенных «но». Во-первых, человек может стать пожизненным носителем цитомегаловируса, повторимся, без каких-либо негативных последствий для своего здоровья. Во-вторых, в ситуации, когда иммунитет ослаблен, вирус перестает быть таким уж безобидным. Это актуально, например, для реципиентов костного мозга, пациентов после химиотерапии, новорожденных, которые еще не имеют достаточного опыта противостояния инфекциям.

Так, именно им пригодилась кровь одного из британских доноров Марка Дэвиса. «Я начал сдавать кровь, когда мне было чуть больше двадцати, сейчас мне 53 года, — рассказывает он. — Мой отец тоже был увлеченным донором крови, он часто просил меня сходить вместе с ним. Однажды я удивил его и сам пошел сдавать кровь. Сегодня я — отец троих детей, у меня есть замечательная внучка, а недавно моя дочь сказала, что ждет еще одного ребенка. И мне очень льстит, что моя кровь используется для помощи новорожденным. Это стало сюрпризом для меня, и я очень горжусь».

Что касается российской практики, в нормативах есть тезис о предпочтительном переливании детям негативного по цитомегаловирусу эритроцитсодержащего компонента. То есть формулировка допускает разные подходы — с учетом различных возможностей наших медицинских учреждений. Вместе с тем, каждое переливание проводится с проведением индивидуальной пробы на совместимость. Плюс применяется ряд методик для снижения сопутствующих рисков: отмывание эритроцитов, патоген-редуцирование (за исключением случаев фототерапии) и др. Так что кровь российских доноров — пусть и без красивых ленточек — также находит своих адресатов в детских клиниках. И зачастую именно она становится главным средством в борьбе за жизнь и здоровье маленьких пациентов.

Азат Яхъяев

При подготовке статьи использовались материалы

https://www.blood.co.uk/news-and-campaigns/the-donor/special-blood-for-babies

https://www.nhs.uk/conditions/cytomegalovirus-cmv

http://www.transfusion.ru/2013/08-29-1.pdf