Нарушения свертываемости крови — одно из распространенных осложнений коронавирусной инфекции. Недавно российский минздрав опубликовал памятку о постковидной профилактике, где отметил, что риск развития тромбозов у переболевших составляет 20-30%.

То есть почти каждый третий россиянин, перенесший COVID-19, может впоследствии получить инсульт, инфаркт и прочие жизнеугрожащие состояния. Для того чтобы избежать столь грозных осложнений, с 1 июля всем переболевшим коронавирусной инфекцией предлагается пройти углубленную диспансеризацию.

Когда врачи только учились бороться с коронавирусом, лечение носило преимущественно симптоматический характер. И тромбозы, наряду с нарушениями работы иммунной системы, стали одной из главных причин высокой смертности среди таких больных. Прямо по ходу стремительного развития пандемии специалисты сформировали схему лечения COVID-19, в который вошли и разжижающие кровь препараты. К слову, полноценную таблетку от «короны», оформленную по всем канонам доказательной медицины, мы пока так и не получили. Зато за рекордные сроки были разработаны и внедрены в массовой оборот вакцины.

Пока Россия пытается привить хоты бы половину населения своими вполне конкурентоспособными вакцинами от COVID-19 (например, «Спутник V» зарегистрирован в 69 странах), многие европейские страны добились более существенных охватов и, соответственно, получили результаты для оценки эффективности и побочных эффектов. И, в частности, при массовом применении м-РНК вакцин (Pfizer/BioNTech или Moderna) были отмечены случаи тромбозов. Для особо мнительных сразу уточним, что в России пока не зарегистрировано ни одной мРНК вакцины от COVID-19. Соответственно, перед врачами встал вопрос насколько польза вакцинации превышает риски. Исчерпывающий ответ был дан в исследовании Оксфордского университета, которое охватило более миллиона случаев (изучали медицинские карты). Все пациенты были разделены на три когорты: больные COVID-19, гриппом и прошедшие вакцинацию от коронавируса. Первая группа была самой большой, в нее вошло 513284 пациента. У 20 из них был отмечен тромбоз вен головного мозга. Риск в абсолютных цифрах составил 39,0 на млн. Для больных гриппом этот показатель составил 0,0 на млн. В группу вакцинированных вошел 489871 пациент, среди них отмечены два случая тромбоза. Абсолютный риск составил 4,1 на млн человек. Ключевые цифры исследования: риск развития тромбозов как осложнения коронавирусной инфекции примерно в восемь раз выше, чем после вакцинации, и в 100 раз выше по сравнению со среднестатистическим уровнем в популяции. Таким образом риски сосудистой катастрофы в связи с COVID-19 значительно превышают риски «побочек» от вакцинации. И еще раз повторимся, что речь идет о зарубежных вакцинах. К сожалению, по поводу прививок в России подобных исследований в интернете пока не нашлось. Наш Минздрав не публикует в открытом доступе информацию о нежелательных реакциях. При этом в престижном медицинском журнале Lancet можно почитать о результатах клинических исследований вакцины «Спутник V» . Если «побочки» и бывают, то это, как правило, простудные проявления или боль в месте укола.

«Спутник V» активно применяется в других странах. Например, в Аргентине. Тамошний Минздрав о нежелательных реакциях при использовании нашей вакцины писать не стесняется. В целом «побочки» у них такие же как и в нашей стране — повышенная температура, ломота в теле, боль в месте укола. Ничего нового и опасного (конечно, при условии консультации специалиста и учета всех противопоказаний). В отличие от COVID-19.

Ну и немного о том, как, собственно, коварный коронавирус влияет на нашу кровь. Внедрение патогена в человеческий организм приводит в нарушениям механизма свертывания крови, что может проявиться как кровотечением, так и тромбозом. Группа ученых из Южной Африки, Англии и Дании предположили, что во всем виноват спайк-белок коронавируса. Они исследовали его способность взаимодействовать с различными компонентами крови. Если говорить упрощенно, добавление S-белка приводило к патологическим изменениям в образцах крови — гиперактивации тромбоцитов, изменению их структуры, а также структуры эритроцитов. Более того, ученые смодулировали ток крови в проточных камерах. Добавление спайк-белка приводило к формированию сгустков, аналогичных тромбам в сосудах. Таким образом в искусственных условиях была воссоздана клиническая картина течения COVID-19, и ученые стали еще чуть ближе к пониманию, как же бороться с этой напастью. Но до победы еще далеко, а потому поберегите свою кровь (она еще пригодится реципиентам!) и сходите на вакцинацию.

Азат Яхъяев