15 сентября в России отмечается День трансфузиолога. В честь этого праздника команда DonorSearch встретилась с врачом-трансфузиологом, заведующим отделением комплектования донорских кадров Республиканской станции переливания крови Артуром Мусиным. Как личный опыт донорства повлиял на смену специальности? Где можно найти доноров, у которых есть 200 и более донаций? И как сегодня центры крови помогают искать доноров костного мозга? На все эти вопросы ищите ответы в нашем интервью.

Как вы пришли в свою профессию?

Сложно сказать, что меня сподвигло стать трансфузиологом. На самом деле основная моя профессия — врач-терапевт. После неё я также получил специализацию по кардиологии. Что касается трансфузиологии, то переход в эту сферу произошёл достаточно случайно. Однажды я пришёл в качестве донора на станцию переливания крови, чтобы сдать кровь и её компоненты в помощь близкому человеку. 

После этого случая у меня возникла идея: «А почему бы не попробовать поработать в этой сфере?» И вот я уже 13 лет работаю на Республиканской станции переливания крови в Уфе (Республика Башкортостан), всё так же продолжаю помогать людям, но уже немного с другой стороны. 

Тут, наверное, стоит упомянуть, что трансфузиология подразделяется на производственную и клиническую. Клинические трансфузиологи работают непосредственно у постели больного и отвечают за переливание уже проверенной крови или её компонентов пациенту. Я — производственный трансфузиолог. Я работаю с кровью и её компонентами с момента, когда донор только приходит совершить донацию, и заканчиваю на том моменте, когда всё готово к отправке в медицинские учреждения.

Можете описать какие-то интересные случаи из своей практики? 

Как производственный трансфузиолог я, наверное, могу упомянуть некоторые интересные случаи, касающиеся разного уровня. Один из уровней — это когда компонент крови после осуществления донации донором представляет собой довольно странную субстанцию разного цвета. Это происходит в том случае, если донор не соблюдает диету. 

Другие интересные случаи касались, естественно, самих доноров. К донорству есть огромное количество противопоказаний. Есть противопоказания, касающиеся, например, хронических заболеваний или каких-то психических расстройств. И мы, будучи первым этапом приёма доноров, иногда сталкиваемся с различного рода посетителями, которые выступают против того, что мы их не допускаем к донации. 

Интересные случаи также могли касаться количества донаций, которые осуществил тот или иной донор. Порой это число переваливало за две, три сотни донаций. И такие доноры тоже у нас встречались.

Как возможно совершить 200 или даже 300 донаций? Расскажите подробнее.

До 2020 года в России был иной приказ по донорству. Верхняя возрастная граница, до которой можно осуществлять донации, составляла 60 лет. Сейчас верхней границы как таковой нет, есть только нижняя — 18 лет. Поэтому если человек являлся постоянным донором и здоровье ему позволяло, то после 2020 года он мог продолжить сдавать кровь и дальше. Если свою донорскую карьеру люди начинали достаточно рано, то сейчас у них вполне может быть 200-300 донаций. Причём донаций не компонентов крови, то есть тромбоцитов или плазмы, которые можно сдавать достаточно часто, а именно цельной крови. У нас в республике есть такие доноры. Их, конечно, не сотни, но десятки точно есть. И мы бесконечно им благодарны.

Возмездное или безвозмездное донорство: что лучше и безопаснее для всех? 

Я считаю, что донорство должно быть безвозмездным, так же, как и вся медицина — бесплатной. В большинстве развитых стран мира донорство уже является безвозмездным. Там после донации люди не получают ничего, кроме морального удовлетворения. И мы очень рады, что большинство наших доноров придерживается этой же позиции и возвращаются к нам снова и снова. А насчёт возмездного донорства есть один нюанс — если человек сдаёт кровь платно, то эти платные сдачи не идут в зачёт донаций, позволяющих получить звание «Почётный донор России». 

Сейчас к нам в день приходит около 100–150 доноров, если суббота рабочая, то цифра возрастает до 200 доноров. И это прекрасно: с точки зрения обеспечения компонентами крови медицинских организаций республики этого в принципе вполне достаточно.

Есть ли у вас какие-то неочевидные рекомендации, которые вы можете дать донорам крови и её компонентов перед донацией?

Эти рекомендации, наверное, знают все опытные доноры, но повторить их ещё раз лишним не будет. Во-первых, перед донацией обязательно нужно выспаться, чтобы не было обмороков. Обморок или предобморочное состояние не нужны ни донору, ни сотрудникам станции крови. 

Во-вторых, завтрак перед донацией должен быть лёгким. Нужно исключить всё острое, жирное, копчёное, солёное и так далее. Если вы идёте на донацию во второй половине дня, то в обеденный перерыв лучше воздержаться от тяжёлой пищи. В противном случае есть вероятность, что компонент вашей крови просто не пройдёт контроль качества. Та же плазма может быть настолько разноцветной, что она окажется непригодной к переливанию. В норме цвет плазмы крови человека — жёлтый. В моей практике были случаи, когда я видел и зелёную плазму, и мутно-белую, и даже синюю. Одним из факторов таких изменений как раз может являться несбалансированный рацион. Или, например, приём лекарственных препаратов. 

На некоторый промежуток времени перед донацией мы также рекомендуем воздержаться от тренировок и в целом больших физических нагрузок. У нас был случай, когда легкоатлет пробежал большую дистанцию, а на следующий день пришёл на донацию, изъявил желание стать донором. Естественно, что клинические показатели у него были ниже нормы, до донации его не допустили. Спустя сутки или двое суток легкоатлет по нашей рекомендации снова прошёл обследование на те же клинические показатели. В этот раз они уже были в норме. Разница была ощутимая.  

Если уж совсем углубляться в мелочи, то противопоказаниями к донации также могут являться недавнее лечение зубов, травмы, операции, острые хронические заболевания, простуда, температура, высокое или низкое артериальное давление. 

Кстати, есть ещё одна вещь, которой я бы хотел поделиться с донорами. С недавних пор в России начал работу Федеральный регистр доноров костного мозга. Теперь медицинские организации и Служба крови осуществляют приём не только доноров крови, но и потенциальных доноров костного мозга. Чтобы вступить в регистр, достаточно сдать немного крови, буквально 16 миллилитров. После донации кровь типируется, и человек вступает в регистр потенциальных доноров костного мозга. У нас на станции забор стволовых клеток пока не осуществляется, но недавно у нас число доноров, осуществивших донацию стволовых клеток непосредственно от нашей организации, перевалило за третий десяток. 

На этой неделе один из наших доноров приехал в Санкт-Петербург на осуществление донации стволовых клеток, и это не может не радовать. Каждый раз меня такие новости очень вдохновляют и дают только положительные эмоции, особенно с учётом того, что в России донорство костного мозга ещё только на начальных этапах своего развития. Однако мы стремимся к тому, чтобы у нас это было на таком же уровне, как и в других развитых странах. Надеюсь, что скоро мы к этому придём.