Когда говорят о донорской плазме, речь обычно идет о свежезамороженном компоненте крови. Однако в полевых условиях, в отдаленных от цивилизации районах или во время боевых действий этот препарат может быть недоступен. Альтернативой служит его сухая форма.

Точнее не сухая, а лиофилизированная. Так называют обработку, при которой вещество сначала замораживают, а затем удаляют из него влагу. Плазма на 95% состоит из воды, остальное — белки, которые имеют ключевое значение для свертывания крови. Они-то и нужны в экстренной медицине. Согласно современным подходам, при кровотечениях, возникших вследствие травм, очень важно как можно раньше начать переливание плазмы и других компонентов. Улучшить результаты лечения можно, если начать трансфузию в течение «золотого часа» — https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/trf.16536. Конечно, чаще всего используется жидкая плазма. Но в ряде стран уже накоплен опыт применения лиофилизированных препаратов, в частности, в Германии, Франции, Южной Африке. Французская и немецкая «сухая» плазма хорошо зарекомендовали себя во время военных действий в Афганистане и Израиле.

Сама по себе идея лиофилизирования плазмы не нова, ее использовали еще в Советском Союзе в середине прошлого века. Однако с появлением данных о новых инфекциях, которые могут передаваться через донорскую кровь, развитием методов диагностики и скрининга, такие препараты стали применять все реже. Новым этапом развития этой идеи стало применение вирусинактивации — специальной обработки для снижения инфекционных рисков. На сегодня в нашей стране продолжаются научные исследования, посвященные этой теме, — https://science-education.ru/ru/article/view?id=30630. Задачи, которую ставят перед собой ученые: обеспечение безопасности и сохранения активности белков, отвечающих за свертывание крови.

За рубежом в этом направлении пока добились более существенных успехов (ну, или большей открытости информации). В Европе зарегистрировано несколько препаратов лиофилизированной плазмы, и, как мы уже сказали, накоплен определенный опыт их применения. В США ведется разработка сразу нескольких подобных продуктов, как лиофилизированных, так и высушенных с помощью распыления. Причем последний вариант выглядит довольно перспективным с точки зрения сохранения целостности белков плазмы. У этой технологии имеется многолетний успешный опыт применения, с ее помощью получают сухие молочные смеси, моющие средства, фармацевтические препараты. Вопрос лишь в том, как приспособить ее к такому капризному исходному материалу как человеческая кровь.

Американский надзорный орган FDA поставил перед производителями условие: в конечном продукте должно сохраняться не менее 80% активности белков плазмы. Ряд компаний вплотную приблизились к решению этой задачи. Причем, что интересно, рассматриваются два варианта развития такого производства: классическое централизованное и распределенное. Последнее позволяет существенно повысить доступность. Вместо крупного фармацевтического завода компании предлагают разработку отдельных аппаратов для распылительной сушки, которые можно установить непосредственно в центрах крови. Как отмечают исследователи, такой подход позволит удовлетворить спрос на плазму в ситуации, когда будут иметь место массовые жертвы. Предположим, что они про стихийные бедствия (но это не точно). В любом случае технология изготовления высушенной плазмы выглядит довольно перспективно, и в ближайшем будущем наверняка займет свое достойное место в арсенале врачей. И надеемся, что это будет гражданская, а не военная медицина.

Азат Яхъяев