В нашем журнале неоднократно звучала мысль о том, что безвозмездное донорство крови всегда лучше, чем коммерческое. Опубликовано множество историй со всего мира, подтверждающих тезис, что финансовая мотивация здесь работает хуже, чем альтруизм. В научных кругах это называют парадоксом Титмусса — по имени британского учёного, который одним из первых пришёл к такому выводу.

Ричард Моррис Титмусс — учёный, который во многом определил социальный вектор развития Великобритании, последовательно отстаивавший позиции так называемого «государства всеобщего благосостояния». Не будем погружаться в теорию. Важно, что профессор социальной политики Титмусс (кстати, именно при нём появилась эта академическая дисциплина) показал в своих научных трудах: в таких отраслях, как, например, здравоохранение, нельзя опираться только на экономические выкладки. И проблемы с безопасностью донорской кровью в США, которые он описал в одной из самых своих популярных книг «Отношение к дару: от человеческой крови к социальной политике», стали наглядным тому примером. Впоследствии именно этот труд (а также эпидемия инфекций, передаваемых через кровь) во многом повлиял на подходы в организации американской службы крови. Но впрочем, обо всём по порядку.

Принято искать истоки жизненных убеждений тех или иных деятелей в их биографии. Ричард Титмусс родился в 1907 году в семье мелкого фермера, ходил в школу до 14 лет, бросил её и выучился на бухгалтера. После смерти отца в 1926 году молодой Ричард стал кормильцем семьи, работая в управлении пожарного страхования. 16 лет он провёл, работая со статистикой, демографией и прочими массивами данных, получив огромный опыт в аналитике, который впоследствии заменил ему академическое образование.

Страховой клерк Титмусс интересовался общественной жизнью страны и политикой. В 1938 году он опубликовал свою первую книгу «Бедность и население», в которой, в частности, живописал проблемы безработицы. Спустя несколько лет ему доверили написать официальную историю работы социальных служб во время Второй мировой войны. В 1950 году вышла книга «Проблемы социальной политики» — наукоёмкая и читабельная, описывающая, как государство решало социальные вопросы в условиях военного времени и не скрывающая неудач, которые тоже имели место. Впоследствии он стал профессором Лондонской школы экономики.

Будучи признанным и авторитетным учёным, Титмусс продолжал последовательно бороться с упрощениями и применением экономических инструментов в тех областях, где должны главенствовать этика, в частности, в медицине. Он не был сторонником утопий, но последовательно отстаивал свою точку зрения, что не всё можно измерить количественно, особенно там, где важны человеческие отношения. Так, в 60-х годах профессор Титмусс дискутировал с коллегами, которые настаивали на переводе национального здравоохранения на чисто экономические рельсы. Почему? Во-первых, потому что медицинская помощь — «это нерегулярность и непредсказуемость». Во-вторых, врачи не бизнесмены, считал Ричард Титмусс, и они не могут протестировать продукт перед его «продажей». Наконец, медицинские риски невозможно полностью просчитать, а ряд услуг невыгодны с экономической точки зрения, но они необходимы людям.

В поиске более понятных аргументов профессор Титмусс решил попробовать применить экономические подходы к системе донорства крови. Он обратился к коллегам из Национальной службы переливания крови, запросив информацию о донорах, их интересах, возрасте, поле и т. п. Одновременно с этим были направлены запросы в американский Институт профилактической медицины и консультанту по переливанию крови Министерства здравоохранения. Титмусс посетил Штаты, собрал материал для исследования с экспертами из Чикаго, Сиэтла, Нью-Йорка, Вашингтона и других городов. Промежуточным итогом стал доклад «Переливание крови в Нью-Йорке как свободный рынок в медицине». Тогда учёный впервые подчеркнул, что коммерциализация службы крови — это риски для здоровья, в частности, из-за возможности распространения гепатита. Кстати, примерно в эти годы врачи начали говорить о первых случаях заражения ВИЧ, но до понимания потенциальных масштабов этой проблемы в американском обществе оставалось ещё около 10-15 лет.

В 1967 году Ричард Титмусс объявил, что его предстоящая книга будет посвящена вопросу, можно ли рассматривать человеческую кровь в качестве товара. Тема была на тот момент злободневной. Интерес подогревали, в частности, жалобы двух американских коммерческих банков крови, что некие патологоанатомы организовали заговор с целью предотвращения приобретения крови от «коммерсантов». И Федеральная торговая комиссия вынесла решение в пользу истцов! Итогом стали дебаты в Конгрессе и разработка законопроекта о внесении поправок в антимонопольное законодательство. Суть была в том, чтобы позволить некоммерческим банкам крови, больницам и врачам отказываться от использования крови от коммерческих банков и избежать обвинений в искусственном ограничении торговли. До определённого момента этот проект лёг под сукно. Но скандалы с заражениями крови в коммерческих банках постепенно привели к изменению общественного мнения, причём как в США, так и в Великобритании.

В 1971 году в Лондоне и Нью-Йорке вышла книга Титмусса «Отношение к дару: от человеческой крови к социальной политике». Она была написана на стыке разных дисциплин: социологии, антропологии и экономики. Автор описал особенности человеческой крови, её уникальность и сроки хранения, выбор доноров и заболевания, передающиеся с кровью. А главное — был проведён анализ спроса и предложения крови в Великобритании и США. И здесь умение профессора Титмусса работать со статистикой очень пригодилось! Собирая, систематизируя и анализируя данные из разных источников, он смог сделать выводы о том, как работают службы крови в разных странах,что побуждает донора делиться самым ценным. Какая у него мотивация? Ведь донор, по сути, отдаёт свою кровь незнакомцу, пациенту, с которым он вряд ли когда-либо встретится.

В распоряжении учёного были две модели: «платный» донор из США и доброволец из Великобритании. Анализируя статистику Титмусс отметил, что около одной трети крови в Америке было куплено или продано, каждая вторая донация была связана с теми или иными контрактами.

Опираясь на медицинские исследования, автор отметил, что «платные доноры… менее охотно делятся историей своих болезней и информацией о недавних контактах с людьми с инфекционными заболеваниями, прививках, пристрастии к алкоголю и наркотикам». Таким образом, коммерциализация службы представляет реальную угрозу для здоровья людей. Помимо чисто медицинских проблем Ричард Титмусс видел риски такой коммерциализации и на уровне развития общества в целом, когда экономика вытесняет альтруистические мотивы, и у граждан теряются чувство социальной сплочённости и этические ориентиры.

Книга вызвала большой резонанс как в США, так и в Великобритании. Свежие экземпляры были направлены первым лицам. В 1972 году американский президент Никсон поручил Министерству здравоохранения, образования и социального обеспечения подготовить план по развитию безопасной и эффективной национальной системы сбора и распределения донорской крови. Конгресс снова вернулся к проблеме коммерциализации и «критической потребности в большом количестве добровольных доноров крови».

Забегая вперёд скажем, что полностью перейти на безвозмездное донорство Штаты так и не смогли. Но Великобритания смогла избежать многих ошибок США в развитии службы крови. Но главное — парадокс Титмусса стал общеизвестным фактом, который впоследствии был подтверждён многочисленными социологическими и медицинскими исследованиями. И в большинстве стран при формировании политики в отношении службы крови опираются на выводы этого британского ученого о том, что лучшая мотивация для донора — это альтруизм!

Азат Яхъяев

Источники:

https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/12592886/

https://www.english-heritage.org.uk/visit/blue-plaques/richard-titmuss/

https://web.archive.org/web/20110115040145/http://www.ntpu.edu.tw/sw/titmuss2.htm