Недавно в научном журнале Transfusion были опубликованы результаты первого исследования, касающегося перспектив применения очков смешанной реальности для снижения нежелательных реакций у доноров крови. Выглядит перспективно.

Смешанный опыт донорства, Журнал DonorSearch

Мы уже писали о первом опыте применения очков смешанной реальности для доноров в американских центрах крови. Напомним в двух словах, о чем идет речь. Все мы слышали об очках виртуальной реальности, многие уже наверняка использовали их в компьютерных играх. Если на них транслировать что-то позитивное, это может помочь отвлечься от тревожных мыслей. Таковые иногда возникают у начинающих доноров, когда они видят, как к ним подходит врач с иглой, а потом кровь перекачивается в прозрачный пакет. Однако при использовании виртуальной реальности специалисты сталкиваются с другой проблемой: из-за VR-очков врачи не видят глаза донора и могут пропустить его обморок.

В отличие от VR, гарнитура смешанной реальности (MR) менее закрытая. Она имеет полупрозрачный козырек, через который пользователь видит и окружающий мир, и компьютерную картинку. А главное, врачи могут следить за глазами донора и оценивать его состояние в процессе.

Как мы уже писали, доноры во время сдачи крови в MR-гарнитуре наблюдали радужную картинку. Рядом с креслом начинали расти разноцветные деревья, распускались цветы, все это сопровождалось фоновой успокаивающей музыкой. А спустя определенное время все заканчивалось позитивным сообщением о том, что сдача крови завершена.

В прошлой статье мы писали о первых центрах крови, где начали применять MR-гарнитуры. Прошло около года. За это время ученые провели исследование, в котором проанализировали данные 282 доноров, согласившихся рассказать о своем опыте сдачи крови с использованием смешанной реальности.

Большинство из них были в возрасте от 18 до 39 лет. Многие уже имели опыт использования VR и MR для игр и развлечений. Большинство добровольцев (84%) воспринимали MR во время сдачи крови как что-то прикольное и интересное. Лишь 9% согласились на смешанную реальность, чтобы снизить тревогу от сдачи крови.

67,7% доноров оценили гаджет как удобный для использования. 43,9% заявили, что будут использовать MR ещё раз, 31,3% — допускают такую возможность. 24,8% доноров не понравилось использование гарнитуры, они испытывали технические трудности. Характерно, что 18- и 19-летние добровольцы чаще других были готовы еще раз сдать кровь в MR-гарнитуре. Из тех, кто сдавал кровь в изначально тревожном состоянии, 54% уверенно заявили о желании повторить донацию со смешанной реальностью. То есть, в итоге, компьютерные деревья и цветочки им все-таки помогли.

Чаще других перед сдачей крови нервничали молодые доноры и представительницы женского пола. Исследователи опросили добровольцев, что их тревожило перед процедурой. Их беспокоил страх, что будет больно, что будет плохо после сдачи крови, страх перед иглами, боязнь упасть в обморок и страх неизвестного. Среди тех, кто шел на донацию с такими невеселыми мыслями, MR-гарнитура помогла снизить тревожность у 68,4%!

Что касается нежелательных реакций, они были отмечены у 4,6% участников исследования. У нескольких добровольцев были небольшие гематомы, легкое головокружение, потливость, бледность. Ни одного обморока не отмечено.

Радует, что большинство добровольцев заявили, что они, скорее всего, придут сдавать кровь еще раз. Таким образом, MR-технология позволяет решать сразу несколько проблем, с которыми сталкиваются врачи и организаторы здравоохранения. Во-первых, она позволяет привлечь «молодую кровь» — во всех смыслах. MR-гарнитура — это стильно, модно, молодежно. А там, глядишь, начинающий донор вольется в это движение, пополнит ряды постоянных. Кроме того, смешанная реальность помогает снизить частоту нежелательных реакций во время сдачи крови. По крайней мере, об этом говорят результаты пилотного исследования.

Выборка, конечно, пока довольно скромная — менее трех сотен добровольцев. Существуют и другие ограничения, о которых честно сообщают авторы: не было контрольной группы, тревожность оценивалась субъективно — по анкетам. Выводы ученых нужно будет подтвердить в более масштабных рандомизированных (то есть со случайным отбором добровольцев) контролируемых исследованиях.

Но уже сегодня можно вполне уверенно утверждать, что затраты центров крови на внедрение технологий смешанной реальности того стоят. В долгосрочной перспективе они позволяют привлекать новых молодых доноров. А главное — они с большей вероятностью вернутся в центр крови снова.

Азат Яхъяев