DonorSearch знает и общается с донорами и реципиентами не только из России. Сегодня мы встретились с Мишей и Орой, отцом и дочерью, которые репатриировались в Израиль 28 лет назад. Наши гости рассказали, почему в Израиле так популярно донорство и каково жить, зная, что твоя кровь может действительно спасти страну.
Ора, Миша, привет! Миш, ты уже сдавал кровь до переезда в Израиль?
Миша: Да, один раз. До переезда в Израиль я получил незабываемый опыт сдачи крови в семидесятые годы прошлого века. История такая. Я учился в Новочеркасском инженерно-мелиоративном институте, а на первом курсе даже был профоргом группы. Однажды к нам зашёл наш «классный папа» и сказал: «Так, завтра все идём сдавать кровь». Отозвалась ему только гробовая тишина: никто сдавать не хотел. Тогда он решил, что пойдут только староста, комсорг и профорг. Мне пришлось идти.
На следующий день в институтской аудитории расположилась бригада, которая принимала кровь. Я стоял в очереди и вообще ни о чём не переживал. Но когда дошёл до первой инстанции — девушки с «пером», которая брала кровь из пальца, чтобы определить группу — случилось неожиданное. Помню, она проколола мне палец и я только успел спросить: «Слушайте, какая у меня группа крови?» Очнулся уже на полу с приподнятыми вверх ногами. Пришёл в себя и понял, что не успели у меня взять кровь из пальца, а я уже упал в обморок. Мне принесли что-то сладкое, по-моему, коржик. Потом я упал ещё раз и снова получил сладкий коржик. В конце концов меня доставили на медицинской «буханке» прямо до общежития. Никакой сдачи крови, разумеется, после этого не было.
Ора: Пап, ты вроде тогда не позавтракал.
Миша: Да, не позавтракал, потому что экономил: пытался прожить на стипендию в 36 рублей в месяц, то есть на рубль в день. Теперь знаю: перед сдачей крови нужно всегда завтракать, хотя в Израиле на этом внимания не акцентируют, говорят только пить много воды.
Второй раз в своей жизни я сдал кровь осенью прошлого года, спустя 50 лет после первого неудачного опыта. Поздно вечером 6 октября я прилетел в Израиль из Краснодара, разобрал вещи и лёг спать, а на следующее утро я проснулся уже в другой реальности. Шок и оцепенение от происходящего сменились осознанием того, что пострадавшим потребуется кровь. Поэтому я и пошёл на сдачу: группа у меня редкая, подходит ко всем. Меня совсем не удивил размер очереди: в стране была беда, поэтому люди стояли, не считаясь со временем. Стояли седьмого октября, восьмого, девятого. И так было везде.
В этот раз сдача крови прошла абсолютно безболезненно.
(фотография из личного архива Михаила)
Миша, а какое в целом впечатление о донорстве крови сложилось у тебя во времена СССР?
Миша: Когда жил в СССР, люди, по моему опыту, кровь сдавали только за деньги или за то, чтобы на работе отпускали и давали дополнительные дни к отпуску. При этом донорство оставалось почётным делом. Но тогда и острой необходимости в донорах (по сравнению с Израилем) не было: в стране был покой. А здесь, в Израиле, другая обстановка.
Что делают до и после донации в Израиле?
Ора: После донации дают сладкое. Сок — обязательно, а ещё шоколад или печенье. А до донации ничего не дают, кроме стопки документов. Только говорят пить воду, чтобы кровь была не слишком густая.
Миша: Да, кстати, в документах есть отличный от России пункт: «Хочешь ли ты сдавать ещё раз?» В этом октябре я написал, что не хочу, потому что не был уверен, что «выживу», учитывая свой предыдущий опыт с обмороком.
А что насчёт самой процедуры донации? Недавно со мной поделились фотографией из Хайфы, туристического израильского городка: люди сдают кровь прямо в торговом центре на кушетке. Как думаете, это сделано специально (чтобы донору было легче расслабиться) или с какой-то другой целью?
Миша: Это сделано, чтобы люди шли. Чтобы всё проходило быстрее. И в машинах сдают, и на улице сдают под палящим израильским солнцем.
Ора: Бывает даже такое, что за день все желающие не успевают сдать кровь, и тогда их переносят на следующий день.
Есть ли в Израиле какая-то система поощрения доноров? Отпускают ли на день на работе, например, как это делают в России?
Ора: Системы поощрения как таковой нет, на работе не отпускают. У нас в Израиле вообще нет платной сдачи крови. Это нельзя, незаконно. Единственный плюс в том, что тебе открывают специальную книжку, и если с тобой что-то случится, ты будешь первый в очереди на операцию или переливание. Но это небольшой стимул. Сдают кровь не из-за этого.
Правда, что сдача крови в Израиле — это обыденное, рутинное дело?
Ора: Дело в том, что каждый год–два в Израиле случается непредвиденная ситуация, связанная с тем, что происходит на Ближнем Востоке. Ещё в школе и в армии объясняют, почему донорство важно. Когда я сама служила в армии, я поняла, что хочу сдавать кровь. И теперь делаю это каждый год, но «Почётного донора» за это никто не даёт, это действительно обыденность.
(фотография из личного архива Михаила)
Миша: Ой, а я даже не знал, что ты так часто кровь сдаёшь!
Ора: В иврите есть такое слово נָגִישׁ [нагиш]: сподручно, доступно, легко, рядом. Потому люди и сдают, что пункты стоят в торговых центрах: не нужно специально в больницу ехать. К нам на работу в офисное здание тоже недавно приезжали. Передвижной пункт сдачи стоял в лобби: кто хотел, спускался и сдавал.
Миша, Ора, чего хотели бы пожелать российским донорам?
Миша: Относиться к проблеме каждого реципиента как к экстренной ситуации.
Ора: И сделать донорство привычкой!
Вопросы задавала Полина Михайлова
Стань донором крови!
Сдавать кровь — простой способ спасать жизни людей. Становитесь донором и регистрируйтесь в DonorSearch, чтобы следить за своими донациями и получать приятные бонусы!