Мы не раз писали о том, к чему приводит коммерциализация службы крови. Спойлер: ни к чему хорошему. Но эта история, пожалуй, самая масштабная: четыре крупнейшие фармацевтические компании, десятки тысяч зараженных ВИЧ и гепатитом С в Америке, Европе и Азии, национальные расследования, обнажившие «звериный оскал капитализма». Хотя в данном контексте правильнее будет назвать его кровавым.

Для больных гемофилией (с нарушением свертываемости крови) лечение с помощью фактора VIII было жизненно необходимым. Только так можно было снизить риски кровотечений и осложнений. Но для очень многих, к сожалению, все вышло ровно наоборот. Мы уже затрагивали эту тему. Например, здесь можно почитать об этой истории с точки зрения пациента. В нашем журнале мы также описывали подробности скандала, в центре которого оказалась Национальная служба здравоохранения Великобритании. Но это оказалось лишь верхушкой айсберга.

Началось все в США. Ученая Джудит Грэм Пул разрабатывает метод получения концентрата факторов свертываемости, открыв новую страницу в терапии гемофилии — собственно, до этой никакого эффективного лечения и не было. Несколько лет спустя, в начале 80-х, среди американских геев начинает распространяться новая напасть. Забегая вперед, скажем, что это был ВИЧ. Тогда же становится понятно, что в группе риска и наркоманы, употребляющие запрещенные вещества внутривенно. В это же время ученые изучают гепатиты, и понимают, что помимо типов А и В есть еще один. В конце 80-х из крови больных был выделен возбудитель гепатита С.

Каким образом все эти научные открытия и новые знания отразились на деятельности фармацевтических гигантов? Коммерсанты от бигфармы смекнули, что можно неплохо заработать на препаратах крови, содержащих фактор свертываемости. Глобальный рынок поделили четыре игрока: Baxter, Bayer A.G., Rhone-Poulenc Rorer Inc., Alpha Therapeutic Corporation. Фактор VIII начали производить с конца 70-х годов, используя плазму от десятков тысяч платных доноров.

Согласно информации, которая была тиражирована в СМИ и получила отражение в коллективных исках американских больных гемофилией, компании в основном игнорировали уже появившиеся тогда методы скрининга инфекций. За донорской плазмой коммерсанты пошли в тюрьмы, ездили в районы, в которых компактно проживали малообеспеченные сограждане. К сожалению, среди них были инъекционные наркоманы, из-за менее доступной качественной медицинской помощи здесь чаще встречались носители ВИЧ и гепатита С. Как мы уже писали раньше, плазму платных доноров объединяли в общих «котлах», что в разы увеличивало риски заражения. Косвенным подтверждением всех этих слов служит то, что впоследствии многомиллионные иски пострадавших были урегулированы. Но обо всем по порядку.

С февраля 1984 года американские компании начинают внедрять в производство методы, позволяющие нейтрализовать патогены в донорской плазме. Но что делать с уже заключенными контрактами и запасами продукции, изготовленной по старой технологии? Не выкидывать же! И ее реализовали в Европе, Латинской Америке, Азии.

Мы уже писали, во что это вылилось в Великобритании и Нидерландах (см. ссылки выше). Вот краткие итоги «кровавого экспорта» в некоторые другие страны:

Канада. Не менее 2000 человек были заражены ВИЧ, около 30000 заболели гепатитом С. Предполагаемое количество жертв — 8000 больных. Было проведено государственное расследование, миллионы долларов выплачены правительством в качестве компенсаций. Национальная служба крови была реформирована.

Франция. Более 4000 человек заразились ВИЧ, около 40% из них впоследствии умерло. Несколько высокопоставленных врачей, включая бывшего директора центра переливания крови Мишеля Гаррета получили тюремные сроки.

Япония. Предположительно до 2000 больных гемофилией заразились ВИЧ, около 400 — гепатитом С. В США уже начинают производить обеззараженный препарат, но японская бюрократия продолжает утверждать, что СПИДа в стране нет. Масштаб трагедии вскрывался постепенно, вследствие закрытости системы. Халатность чиновников в результате признана Верховным судом Японии, приговоры условные. Назначены большие выплаты пострадавшим.

Ирак. Как минимум 115 взрослых жителей страны и 189 детей заразились от препаратов крови, импортированных из Франции и Австрии. Иракское общество Красного креста подало многомиллионный иск в поставщикам. Результаты его рассмотрения в СМИ особо не освещались, судя по всему, решение было непопулярным. Государство выплачивает таким больным 35 долларов в месяц в качестве помощи, но не обеспечивает антиретровирусной терапией.

А как же в США, где все это началось? По различным данным в Штатах было заражено около 10000 больных гемофилией, фактически каждый второй такой пациент. В этой стране очень развита культура судебных разбирательств по любому поводу, граждане активно защищают свои интересы. Но борьба пациентских организаций с бигфармой была непростой. Долгое время пострадавшие не могли договориться между собой и своими адвокатами: следует ли требовать относительно небольшое возмещение, но получить его быстро, или играть по-крупному? Но тут возникает риск, что не все зараженные доживут до момента выплаты компенсаций, как бы цинично это не звучало. Ситуацию осложняло то, что в США у подобных исков есть установленный законом срок давности, и он истек. Притом, что болезнь пострадавших никуда не делась. В конечном счете суд принял сторону пациентов.

В 1997 году четыре фармацевтические компании направили 600 млн долларов на урегулирование исков. Но тяжбы на этом не закончились, и, судя по всему, эта история еще получит свое судебное продолжение. Но выводы можно сделать уже сегодня.

Азат Яхъяев

Источники: https://web.archive.org/web/20070930182442/http://ww2.aegis.com/news/sc/2003/SC030603.html

https://www.nytimes.com/1996/06/11/business/blood-money-aids-hemophiliacs-are-split-liability-cases-bogged-down-disputes.html

https://www.rcinet.ca/en/2019/01/15/canada-blood-disaster-hiv-hepatitis-television-book

https://www.latimes.com/archives/la-xpm-1992-10-24-mn-715-story.html

http://www.nancho.net/anthcult/castrhiv.html

https://khn.org/morning-breakout/dr00043906