О почти сакральном смысле, который имеют группы крови в Японии, мы рассказывали тут. В целом ученые разных стран сходятся во мнении, что эти идеи антинаучны. Но тем не менее регулярно появляются исследования с попытками установить взаимосвязь между группой крови и характером — или окончательно доказать, что такой связи нет.

В 2003 году Мэри Годжерс и Ян Глендон из Университета Гриффита, Австралия, опубликовали результаты исследования: 240 человек (по 30 мужчин и женщин каждой из четырех групп крови) ответили на опросник Голдберга для построения пятифакторной модели личности (экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, невротизм, открытость опыту). Результаты показали, что устойчивой взаимосвязи между чертами личности и группой крови нет.

Два года спустя коллектив авторов из США опросили 2681 тайваньского учащегося. Множественный анализ не показал значимой связи между группой крови и личностью. Исключение составили женщины с группой крови AB, которые получили более низкие оценки в области добросовестности (сознательности). Исследователи пришли к выводу, что этот потенциальный эффект может быть случайностью из-за сравнительно небольшого размера выборки. Выяснилось, что академическая успеваемость положительно связана с открытостью и отрицательно с экстраверсией, но ни одно из этих качеств не связано с группой крови.

В 2011 году Донна Хобгуд из Университета Теннесси  (США) попыталась связать склонность к агрессии или покорности с группами крови через активность катехоламинов (к ним относят адреналин, норадреналин, дофамин). Личностные черты коррелируют с генами катехоламинов, и если гены катехоламинов коррелируют с группами крови, то будут заметно влияние катехоламинов на личностные черты. “Мы наблюдали…, что группа крови A коррелирует со спокойным, гладким и приятным поведением. Основываясь на этой гипотезе, группа А, по-видимому, демонстрирует тенденции к корреляции с увеличением DBH (дофамин-бета-гидроксилаза), увеличением COMT (катехол-о-метилтрансфераза) и увеличением MAOA (моноаминоксидаза А) в результате низкого уровня дофамина и норадреналина… Вероятно, личностными тенденциями в A, следовательно, будут непокорность, неперфекционизм и неагрессивность. Эти черты кажутся совместимыми со спокойным, плавным и приятным поведением, которое мы наблюдали.

Мы заметили, что пациенты группы B сдержанны в поведении. Основываясь на этой гипотезе, B, по-видимому, снижает DBH, снижает COMT и увеличивает MAOA, что приводит к более высокому уровню дофамина и умеренному норадреналину. Таким образом, тренды черт личности будут покорность, перфекционизм и неагрессивность, и эти черты соответствуют наблюдаемому нами поведению.

Мы заметили, что пациенты с группой 0 тверды, уверены в себе и властны. Согласно этой гипотезе,эта группа крови показывает тенденцию к высокому DBH, высокому COMT и низкому MAOA с результирующим низким уровнем дофамина и умеренным или высоким уровнем норадреналина, следовательно, тенденциями личностных черт непокорности и агрессивности. Эти черты кажутся созвучны твердости, уверенности в себе и властному поведению, которые мы наблюдали.”

В заключении автор говорит о том, что необходимо продолжать исследования, чтобы верифицировать результаты на больших популяциях и выяснить связь группы крови, имеющихся заболеваний и личностных черт.

Пожалуй, самым масштабным стало исследование, опубликованное в 2014 году. Кенго Навата из Университета Киото Бункай, Япония проанализировал данные опроса 10 тысяч человек, половина — из Японии, а половина из США. Во всех массивах данных по 65 из 68 пунктов наблюдались  несущественные различия между группами крови — группа крови могла объяснить менее 0,3% общей дисперсии личности. Вывод автора — группа крови не имеет отношения к личности человека.

А год спустя коллектив авторов из Университета Хиросаки, Япония, опросили почти полторы тысячи человек от 18 до 69 лет. “Хотя ассоциации между группами крови ABO и личностными чертами рассматривались как псевдонаука, — уточняют авторы, — мы наблюдали значительную связь между генотипом группы крови AB0 и личностными чертами у большого числа здоровых японцев. Однако эти результаты следует рассматривать как предварительные и интерпретировать их с осторожностью, потому что возможно, что связь между генотипом группы крови и признаком настойчивости относительно слабая.”

Неизвестно, будет ли поставлена точка в этом вопросе. Пока понятно — однозначно утверждать, что, например, все носители первой группы крови — успешные управленцы, а четвертой — закрытые мечтатели, это чрезвычайное упрощение, а человеческий организм устроен намного сложнее, чем мы можем предполагать. Нам еще предстоит узнать многое о нас самих.