Почему человеческий организм хрупкая конструкция? Болезни –  случайность, а альтруизм – распространённая особенностью многих живых организмов Земли. DonorSearch встретились с Женей Губановым – выпускником кафедры микологии и альгологии биофака МГУ. На втором курсе университета будущий преподаватель биологии стал донором костного мозга для пациента «НМИЦ гематологии». 

— Зачем живым организмам нужны болезни?
— «Скажите, потерпевший, а зачем вам нужен был тот кирпич, что упал вам на темечко?».
Во-первых, многие болезни вызываются другими живыми организмами. И какой-нибудь золотистый стафилококк у вас в горле – вам не нужен. И мне не нужен. И эволюции, как мы уже говорили, «не нужно», чтобы он был у вас в глотке. А вот самому стафилококку ваша глотка очень даже нужна: он там живёт, кушает и детушек растит.

Во-вторых, многие поломки в организме случаются не потому что «нужны», а потому что случаются. Если ножом гвозди рубить – затупится. Если регулярно голодать по полдня, а котом натощак выпивать бутылку коньяка, заедая кимчи – гастрит будет.
Кстати, иногда проблемы со здоровьем просто случаются, даже без вины пользователя. Как тот упавший кирпич.

Почему в мире есть тепло? Или гравитация? Так получилось. Цепочка невообразимого количества случайных событий привела к такому результату – вот единственный честный ответ.

— В древности некоторые народы считали, что в крови заключена душа. Как думаете, была для этого объективная причина?
— Ну, а кто-то считал, что по сосудам циркулирует пневма. А кто-то, что дети у женщин рождаются от богов, духов или сил стихий. Кто-то считал, что если в полночь зарыть на перекрёстке серебряный нож, а потом прирезать им своего кровного врага, Бог не накажет. А кто-то до сих пор считает, что положение звезд влияет на происходящие события. Или что сахарные шарики от всех болезней помогают.
Зачем комментировать чужие заблуждения? А если это не заблуждения – то начнем с первой позиции: что такое душа.

— «В принципе, мне будет неплохо жить с осознанием, что я просто человеку помог», – говорите вы в предыдущем интервью. Как вы в целом объясняете нашу, человеческую, тягу помогать ближнему: эволюционно (помощь нужна для выживания вида), антропо-ориентировано (это особенность присуща только человеку) или как-то по-другому?
— Я не большой специалист в этологии. Тем не менее, могу сказать следующее: альтруизм в разных формах распространён и у других организмов, не только животных. Так что нет, это не только человеческая черта, даже близко. В целом, у людей с состраданием и помощью ближнему своему всё достаточно хорошо, но причина этому в первую очередь в том, что мы обезьянки социальные. Сегодня ты помог – завтра тебе помогут. Истоки – в глубинах веков и в дебрях эволюции. А конкретно у нас на это ещё и сложнейшая высшая нервная деятельность наслоена.

— Тогда как пришли к тому, чтобы в ряде случаев спасать человека именно переливанием крови?
— Потому что это логично. Ткнули человека острой железкой – из него кровь течёт. Если много вытечет – человек умрёт. Так может, можно как-то восполнить, пока не кончилась?
Разумеется, в реальной жизни путь был несколько длиннее. Сначала, если мне не изменяет память, на овце выяснили, что кровеносная система вообще замкнутая, потом пару раз переливали от собаки собаке. И уже потом (кажется, в 1882 году) впервые успешно перелили от человека человеку. Роженице с посреродовым кровотечением от её мужа.

— Женя, почему кровеносная система так важна в нашем организме?
— Это транспортная система. Она нужна, чтобы «возить» кислород от лёгких к органам для дыхания, питательные вещества – от кишечника к тем же органам, углекислый газ, «надышанный» ими же – назад к легким, мочевину – к почкам и так далее по кругу.

Можно ли обойтись без кровеносной системы? Да, можно. Если ты достаточно маленький (как минимум, плоский) и достаточно просто устроенный – как, скажем, турбеллярия – тогда можно. Питательные вещества по телу распределяет ветвистый кишечник, а газообмен идёт через поверхность тела. Но всё же у большинства животных кровеносная система или какой-то её аналог есть.

— Человеческий организм хоть и не столь простой, как турбеллярия, но всё же тоже чрезвычайно гармоничный. Если мыслить «без возвышенных моментов», как думаете, почему он таким создан?
— «Чрезвычайно гармоничный»? Чушь несусветная! Если «без возвышенных моментов», то человеческий организм очень фигово сделан, на соплях и в три слоя изоленты. Мы плохо приспособлены к прямохождению, мы не приспособлены к малоподвижному образу жизни, мы не приспособлены к жизни в холодных широтах – и так далее. Если к человеческому организму подходить критически – он очень плох. Ни один нормальный инженер так не сделает!
А причина у этого одна: он не «создан». Он долго эволюционировал. Он «становился лучше» или «становился сложнее» методом проб и ошибок. Возникла вредная мутация – помер бездетным. Возникла полезная – стал первым парнем на деревне и наплодил много «хороших» потомков. Это если совсем на пальцах, в реальности переменных куда больше.

— Всё ли так устроено в мире или не всё, по вашему мнению?
— Так что никто «чрезвычайно гармонично» не развивается. Мы просто бросаем очень многогранный кубик изменчивости и приносим результат на проверку жизнеспособности естественному отбору. Любой биологический вид – настолько кривой, слепой и убогий, насколько возможно, чтоб не вымереть. А на человеке, кстати, еще и отбор нормально не работает – скажем спасибо антибиотикам, хирургии, гигиене и прочим дарам развитого мозга.
Эволюцию, как стремлением к совершенству считал ещё дедушка Ламарк в начале ХIХ века. А уже дедушка Дарвин в середине того же века эту идею не поддерживал.

Краткое резюме. Эволюция неразумна. Эволюция тупа и слепа – она не умеет в прогнозирование и не может делать «как лучше». Парадоксально, но у бобра длинные зубы не для того, чтобы строить плотины. Просто у тех условных бобров, у которых были короткие зубы и не было плотин, хатки были открытыми — и их потомство сожрали не менее условные волки. Так устроено всё в живом мире – по-другому не работает. Во всяком случае, пока никто не видел, чтобы работало по-другому.

— Раз уж мы заговорили о животных: видели ли вы когда-нибудь животных с некрасным цветом крови?
— Да, разумеется. И любой из вас тоже. Раков варили? Ну или креветок, например? Вот у них голубая кровь. Помните, Саня Григорьев из «Двух капитанов» голубых раков на испорченное мясо ловил? Так вот это самые обычные свежеполинявшие раки, у которых кровь через тонкий панцирь просвечивает. Опять же, если упрощать.

— Сегодня кровь и её компоненты переливают и животным. Как думаете, понимают ли животные-доноры, что помогают будущим реципиентам, или нет?
— Разумеется, нет. Очень грубый и не вполне легитимный пример: вот вы понимаете физику двенадцатимерного пространства? Кот тоже не понимает, зачем ему лапку колют. Это просто другой уровень когнитивных способностей.

— Женя, что посоветовали бы тем ребятам, которые очень хотели стать донорами, но узнали, что не могут по состоянию здоровья?
— Заниматься здоровьем, разумеется. Отвод от донации по здоровью просто так не дают. Если дали – есть причина. Так и лечитесь, вы у себя одни такие. Жертвовать своим здоровьем ради чужого – верх глупости. Хочется миру пользу принести – всегда можно пойти волонтерить или задонатить НКО.

На вопрос, чем Женя занимается сейчас, он ответил: «Учу других убивать драконов: преподаю биологию».

Один юноша пошёл учиться убивать драконов. Десять лет он учился убивать драконов и стал настоящим мастером своего дела. Взял меч и пошёл в лес, но не встретил ни одного дракона. Он пошёл к своему учителю и задал вопрос:
— Ты научил меня убивать драконов, но теперь я не могу найти ни одного дракона. Что же мне теперь делать?
— Учи других убивать драконов.

DonorSearch делает всё, чтобы «драконы» в нашей жизни встречались как можно реже, а донорство крови становилось приятным приключением для каждого донора!